четверг, 23 января 2014 г.

Как мне хватило кислорода

Это называется OxygenChallenge… В вольном переводе на русский – (бес)кислородная гонка. Три дня соревнований по ориентированию, горному бегу, горному же велосипеду в массиве Канталь, в середине Франции, к югу от Клермон-Феррана.

Регистрацию я зарядил, будучи еще в эйфории от предыдущего пробега, в декабре 2010, выбрав самую крутую опцию – 70 км трейл с перепадом 3500 м. Слава Б-гу, на этот раз ничего не напутал с рейсами ;-)

Тренировки по весне как-то не заладились, никак не получалось разбежаться – то правый голеностоп напомнит о себе, то работа завалит, то еще какая-то фигня… 

Весенние старты, на которые я очень рассчитывал, я провалил. Неожиданной отдушиной стал выход на стадион Энергия с 2a2n& Co. Быстро бежать не получалось, долго тоже не выходило, но зато было разнообразно, весело и интересно, и с кого брать пример тоже было.

Еще одной счастливой картой стал плотный командировочный график мая. Почти полмесяца в мае я провел в Швейцарии, где и горы, и с мягкие тропы в этих горах гораздо ближе и доступнее, чем в Москве. Каждое утро и каждый второй вечер по часу-полтора вверх-вниз, и как-то уже не так страшно было представить себе предстоящую дистанцию

Отдохнув на последней неделе перед стартом (в среду после окончания заседания пробежался с коллегой около часа по горной тропе, он зачем-то зарядил вверх так, что я уж было совсем собрался отстать, но тут подъем кончился, и оказалось, что вниз он дышит так же тяжело, как вверх, а еще раз вверх бежит с легкой скукой, а опять вниз и вовсе стал бочком переступать), смотавшись еще на денек в Краснодар, с легким недосыпом и легким же рюкзачком улетел в пятницу в Париж.

Самолетик до Клермон-Феррана на 50 мест, три кресла в ряду (1+2), зато реактивный ;-)

До места доехал по пустой дороге, успел за 45 мин до конца выдачи номеров, развеял скуку оргов своей безалаберностью: оказалось, что помимо подтверждения регистрации я должен был сгенерить и распечатать отдельный документ, где указан мой стартовый номер. В общем, мне его выдали теплым из-под принтера, я перенес его к соседнему столу, где тут же и отдал, вместе с медицинской справкой (в этим во Франции строго).

Пакет участника сложился из канареечного цвета рюкзачка с бутылкой воды, пакетиком геля, кучей рекламных бумажек и двумя полезными мелочами: бутылкой на 1 л с удобным соском и мягкой держалкой для этой бутылки.

Минут десять я бесцельно слонялся по полупустому стартовому городку. Палатки выставки-продажи уже закрывались, участники и зрители разбредались по машинам и гостиницам. Оставалась недлинная очередь велосипедистов на мойку (цистерна с водой, 5-6 стояков для велов и пистолеты Karcher). Велы и люди были изрядно заляпаны грязью. Что-то завтра ждет на тропе? Как-то пойдут подъемы? А спуски? Не ошибся ли с едой? Как поведут себя кроссовки?

Было почти до дрожи тревожно, но тревога не мешала радостному предвкушению – завтра я тоже окажусь на трассе, меня тоже ждет – какая случится – погода, и грязь в лужах от недавних дождей, и «живые» камни на спуске, и солнце, и дождь, и все это сложится в 10-11 часов жизни, с радостью и болью, с борьбой и отчаянием, с неизвестностью впереди, с преодолением… Вот, наверное, для чего я здесь. Наверное, это то самое ощущение, ради которого все и затеяно. За эти десять-пятнадцать минут в стартовом городке я так набираюсь счастливых переживаний, что мне хватает их потом на всю дистанцию, и потом еще на несколько месяцев «мирной» жизни.

Так обычно и бывает – чем выше воспаришь, тем больнее падать ;-) По дороге в соседний магазин – всего-то 50 м – споткнулся и основательно приложился коленом. Ссадина небольшая, но больно не на шутку… мне это падение еще аукнется…

Потирая колено и прихрамывая, доехал и дохромал до гостиницы (черт, пожадничал, поселился в 36 км от старта, значит, выехать завтра нужно в 4:15 утра).

Ужин/сон/будильник/завтрак проскочили как привычный ритуал. Дорога мокрая, небо звездное, дизель нешумный, полчаса проскочили незаметно. Выскочил из машины, скинул верхнюю одежду, остался в коротком беговом, дотрусил до стартовой коробки. В отличие от Москвы, в 04:50 здесь совсем темно, мечутся лучи налобников, слепят прожектора над стартовой аркой. По ощущению, температура 8-10. Подумал, достал из рюкзака куртку, надел ее, оставив распахнутой на груди, чтобы видно было номер.

На старте ребята перестарались с речами, опоздали минут на 5 – первый раз в жизни такое вижу вне России.

Дистанция уходит круто в гору прямо со старта, первые 50 м подсыпаны песком и подсвечены файерами, дальше травянистый склон и налобники. Никто никуда не бежит, зато все бодро шагают вверх. Шагаю тоже, насколько помню, этот подъем займет не менее получаса.

Действительно, примерно через полчаса выходим на пологий склон, потом на гребень, к этому времени становится светло, хотя многие так и остались с включенными фонарями. Я согрелся, на ходу убрал куртку в рюкзак (сосед неодобрительно спросил – «жарко, что ли?»). Ощущение хорошее, ППБ слегка припекает на участках покруче и быстро отпускает, как только становится полого, легко переключаюсь на бег.

Первый пункт питания, 01:38, настроение бодрое, проскакиваю его без остановки: за спиной больше литра воды, в карманах пояса мюсли-батончики, нечего терять время. С водой все правильно, а вот с едой немного промахнулся – первый же батончик основательно склеил рот и сбил дыхание (надо сказать, из 8 заготовленных на всю дистанцию я донес до финиша 6). Дальше длиннющий спуск, который прохожу на удивление легко – ППБ горячие, тяжелые, но боли нет, и получается быстро перебирать ногами, осыпаясь по травянистому склону и обгоняя лохов, которые тычутся в землю лыжными палками, загораживая дорогу.

Второй ПП примерно через час после первого. Странно, зачем он тут? Все еще только начинается, а глупые орги зачем-то тормозят народ… Интересная новинка: на выходе с ПП стоит большая картонная коробка с носками, прямо в заводской упаковке. Хочешь – снимай свои и надевай новые. Этот ПП я тоже гордо миновал без задержки: носки у меня у самого хорошие, и воды пока достаточно.

Еще через час с небольшим – опять ПП, снова на спуске. Они что тут, решили следовать правилам IAAFдля марафона? Каждые 5 км ПП? В общем, я опять махнул мимо (а зря)…

Следующий подъем принес целых два разочарования: во-первых, обнаружил, что воды осталось на 2-3 раза попить (а уже тепло, и солнце скоро будет высоко, так что есть шанс пересохнуть), во-вторых, понял, что жевать сухие батончики на подъеме нереально. С едой обойдусь, а вот воду надо бы экономить – если я правильно помню, следующий ПП часа через два…

Эти два с лишним часа дались уже не так легко. Понятно, что на пятом-шестом часу трейла уже есть какая-то усталость… Главная беда – что воды совсем мало, и появилась жажда. Ладно, буду терпеть, все равно альтернативы не предвидится – вокруг альпийские луга, ни одного ручья. Луга эти плотно разгорожены проволочными загородями, трасса петляет в узких проходах между заборами, ныряет в какие-то калитки, идет через досчатые перелазы. Вокруг идиллически гремят боталами здоровенные рыжие коровы. Под ногами полно навоза, если зазеваться, можно вляпаться чуть не по колено.

Наконец, по тропе вниз, через лес, мимо полей, в деревню, и там долгожданный ПП, и опять смена носков ;-). Заливаю в кемелбэк чуть больше литра воды, около 200 мл оттуда вливаю в себя (стаканов на ПП нет, чтобы было меньше мусора). Хватаю с подноса четвертованный апельсин – ура, это самое то!

Отошел на пару шагов, присел на парапет у дороги, снял кроссовки и носки, вытряхнул грязь и камешки, обулся снова. Наверное, обойдусь без смены носков – и так все идет как надо. Усталость есть, но сесть-встать получилось без проблем, так что еще повоюем ;-)

От ПП трасса идет в лес, и там почти полчаса петляет по тропе вдоль реки, то по одному берегу, то через мостик на другой, то по досчатому настилу прямо над водой, то по пластиковым понтонам, уложенным широкой полосой, как тротуарная плитка. Много гуляющих-отдыхающих, они резво шарахаются в стороны, уступая дорогу, хлопают, ахают.

Бодрым шагом в очередной подъем от ПП, пытаюсь сообразить, где это мы на трассе. Без сомнения, пройдено уже больше половины, впереди еще один небольшой подъем-спуск, а потом еще большой подъем-спуск, в общем, скучно не будет.

Действительно, подъем, снова выходим в альпийские луга. Справа внизу в долине висит серая сетка – там идет дождь. Пока соображаю, каковы шансы, что и нас накроет, на нос падают первые капли. Дальше разгоняется вполне приличный дождик, я даже развернул кепочку козырьком вперед, чтобы глаза не заливало. К счастью, здесь некруто, и тропа каменистая, поэтому дождь не тормозит.

Догоняю мужика, который стоит под деревом и старательно обматывет себя непромокаемой накидкой. На мой взгляд, это пуста трата времени – по такой погоде как промокнешь, так и высохнешь. Действительно, минут через двадцать дождик утихает, снова выглядывает солнце, и лишь трава остается совсем мокрой.

Очередной спуск приносит неприятность: проснулось ушибленное вчера колено, правая коленная чашечка болезненно реагирует на бег. Поохав, нахожу движение, которое позволяет шагать вниз. Двигаюсь дальше, ППБ побаливают, но слушаются, но бежать не могу даже по ровному. Мужик в накидке догоняет, сочувственно хмыкает, и уходит вперед.

На подъеме я его снова догоняю, он тормозит, заметно избегает широких шагов. Видимо, основательно посадил мышцы. Остановка для того, чтобы снять накидку (а я что говорил?) оставляет его далеко позади. Снова альпийские луга, коровы, одинокие фермы, заборы, перелазы и калитки… вся эта красота вокруг начинает смазываться в голове, то ли я тут уже был, то ли еще нет, и у меня déjà vu;-).

Если не пытаться бежать, все вполне сносно – чуть горят стопы, чуть побаливают ППБ, но быстрым широким шагом (интересно, как это со стороны?) иду бодро, верчу головой, озирая ландшафт, пытаюсь посчитать время (уже скоро 8 часов на трассе), прикидываю, что еще осталось ого-го сколько… Одернул себя, когда в течение получаса трижды попытался сойти с маркированной трассы – глядя в упор на маркировку, не видел ее, каждый раз останавливался, озирался секунд пять, пока находил правильную дорогу. Еще одна неприятность в том, что и по ровному бежать не получается – все то же колено отдает болью.

Опять ПП, доливаю воду, съедаю полтора апельсина, стараюсь поскорее разогнаться снова. Вот где-то тут и начинается настоящая гонка: кто еще может бежать, пусть медленно, хотя бы по ровному участку, и хорошо бы вниз тоже, тот и обгоняет. У меня с бегом получается плохо, правое колено болит, и с большим трудом удается нащупать движение, позволяющее хоть чуть-чуть оторваться от земли.

На оставшемся позади ПП стоял автобус человек на 20, на сиденья предусмотрительно напялены полиэтиленовые чехлы – для сошедших. Я еще подумал, что, мол, не про меня он тут стоит. А вот для кого – на спуске, на травянистом склоне  сидит дядька, поза у него обвисшая, лицо осунулось, губы обметаны белым налетом. Говорит, что все в порядке, просто очень устал. От воды отказался, от еды тоже. Делать нечего, пожелал ему удачи и потащился дальше.

Вспоминаю, как мучительно давались мне последние 20 км на декабрьском Saintlyon– болели мышцы, болели сорванные пузыри на стопах. Удивительно, но сейчас все не в пример лучше. Конечно, устал, и ППБ ноют, и колено не дает бежать, и стопы горят, но все это не причиняет страданий, существует где-то отдельно от меня.

На очередном ПП, набивая рот четвертинками апельсина, слышу разговор «А сколько еще? – Да километров 17-18». Меня это прямо-таки окрыляет. В автобусе сидят нахохлившись, завернувшись в блестящие накидки, сошедшие, а я уже знаю точно, что дойду до конца трассы своими ногами, даже если это займет 4 часа, все равно дойду.

Эти 17-18 км оказались значительно длиннее, чем привычные 17 в Ромашкове – и подъемы/спуски покруче, и перепад куда больше, да и ноги уже плохо работают. Развлекаюсь, рассуждая вслух об окрестных красотах и заговаривая с попутчиками по-русски, они недоуменно переспрашивают, стандартно отвечают на пожелание удачи – «Спасибо, и тебе тоже».

Однако дело явно идет к концу. Тропа опять выходит на гребень, впереди почти правильным конусом торчит высокая гора, а нам нужно пройти седло перевала, и вниз, в свою долину, к финишу. По противоположному борту долины к тому же перевалу бойко бегут (бегут, блин!) стартовавшие на несколько часов позже на трейл 45 км. Много молодежи, и есть люди совсем не-беговой наружности, этих ходоков с палками обгоняю и в нынешнем состоянии. Зато бегущие обходят меня на спуске как стоячего. Несколько раз пытаюсь переключиться на бег, зацепиться за кого-то, хоть чуть-чуть ускориться. Получается плохо, метров через сто самой легкой трусцы правое колено отзывается болью, и приходится снова шагать.

Финиш уже совсем близко, слышен диктор, и видны здания лыжной станции. Трасса трейла пересекается с VTT, ребята проносятся мимо, все как один ровного средне-какового цвета, под толстой коркой глины. Небольшой подъем, достаю на нем совсем молодую девчонку. У нее странный шаг вверх-вбок, лыжница, что ли, что в подъем идет коньком?

В отличие от Шамони, здесь на старте-финише мягкая глина, она достаточно подсохла после дождя, чтобы не скользить. Все, что я выиграл на подъеме, девочка-лыжница и еще несколько ребят легко отбирают у меня на спуске – они бегут, а я еле-еле отрываю ноги от земли. Последние 150 метров гладкой прямой, дело чести – надо бежать. Арка, громкий писк регистратора, кнопка на часах – все! Зрители-болельщики хлопают всем, кто финиширует, волонтеры под аркой наготове, если кто свалится на финише – одного такого, видимо, с судорогой, ловко потащили в сторону, в палатку под красным крестом. Присоединяюсь к нескольким мужикам, прибежавшим за последние 5-10 минут, переминаемся на пятачке, жмем руки : «Спасибо, было здорово!» - «Ага, и тебе спасибо!».

Привычно ожидаю, что сейчас навалится боль, и станут быстро коченеть мышцы – но ничего такого нет. Наверное, я успел хорошо отдохнуть, пока прохлаждался пешком, и ноги вполне слушаются. На радостях топчусь несколько минут у кормушки – столов с сухофруктами, печеньем и всяким пойлом, потом весело бреду к машине.

Около десяти минут ушло на переодевание и переобувание – как ни хорошо я себя чувствую, согнуться-разогнуться и сесть-встать получается медленно и желательно держась за что-нибудь руками. Уже в цивильном иду гулять по поляне.

Финишеры стекают с горы редкими каплями, гораздо чаще мелькают велосипедисты, самое шумное место – вело-мойка, рядом с ней обнаружился душ, туда я не пошел – у машины облился водой из 2-л бутылки, на первое время хватит ;-). Еще минут 15 побродил по вело-выставке, поглазел на всевозможные бантики-хомутики, прибамбасы и заморочки. На выбор стоят машины для тестов – подходи, бери и катай, только вымой перед сдачей. Выглядит это все очень внушительно, можно снарядиться на любой вкус и кошелек.

Еще чуть больше часа ушло, чтобы доехать до гостиницы, по дороге затарившись на обед, ужин и завтрак. Еще полчаса на стирку и душ, и можно предаться расслабухе ;-).

Расслабуха – это ужин из огурцов-помидоров-зеленого салата (купил с супермаркете, вымыл, разложил на столике в фасовочные лотки), нарезки сыровяленой ветчины, лоточка говяжьего холодца с хреном, маленького кружка камамбера, серого хлеба из цельного зерна… Все это счастье закидывается в рот по кругу, и по кругу же запивается водой, апельсиновым соком и дешевым местным красным вином. Очень удобно - столовый прибор не нужен, посуда тоже, меню определяю я сам, можно жрать сколько влезет.

Единственное, с чем пришлось повозиться – это с открыванием красного. Штопор в мой походный набор не входит, его не пропустят в самолет. Поэтому либо нужно угадать бутылку с отвинчивающейся пробкой (во Франции это редкость), либо найти чем пропихнуть пробку внутрь. После нескольких минут верчения головой сообразил – Г-образная дверная ручка подойдет! Неудобство в том, что приходится держать бутылку горизонтально, и в момент проваливания пробки вино брызжет на дверь.

Следующие полтора часа я блаженствовал, неспешно перемещая еду и питье со стола вовнутрь себя, под какие-то соревнования по легкой атлетике в телевизоре. Уснул рано, проснулся тоже рано, зарядка, завтрак и сборы закончились к 7:00.

Ноги побаливают, особенно вниз по лестнице, но можно даже не держаться за перила ;-) Во дворе гостиницы толкучка – пять-шесть машин с вело-багажниками, кто-то загружается, кто-то выгружается, колеса, запчасти, шлемы, баулы с барахлом… Несколько минут ждал, пока освободят выезд.

Еще раз заехал на стартовую поляну, там что-то еще происходит. Выпил кофе, сфотографировал протокол (10:53:16, я 56/169 в общем зачете и 8/43 в группе), еще раз прошелся по выставке... Как ни приятно здесь, нужно возвращаться – пару часов назад до Клермон-Феррана, самолет до Парижа, еще самолет до Шереметьева, в общем, пора домой. Под отъезд хлынул дождь, лотошники кинулись убирать разложенное барахло, а я неспешно брел до машины, потому что быстро сейчас все равно не могу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий