суббота, 7 июня 2014 г.

Восемьдесят (с маленьким) - не, не тысяч, просто километров - вокруг озера Аннси, и не за восемьдесят дней, а всего за два

Когда в прошлом году, в августе, я отчитался перед сообществом о TheMountainman, Ерохин язвительно заметил, что хватит уже бегать двузначные, пора замахнутся... Идея про замах как-то подспудно в душе жила, и Димина реплика дала ей толчок наружу. Выбирать было особо не из чего - сроки, логистика, маршрут, все стекалось с одну воронку, Айгер Е101.
Сказав А, не будь Б, говорил великий детский хирург С. Я. Долецкий (сам слышал), пришлось готовиться, стало быть, нужно тренироваться, и, как показывает опыт, к альпийским трейлам лучше всего подводят - ну конечно, кто же не догадается - альпийские трейлы ;-). На регистрацию Айгера я поспел в первых рядах, в начале октября, и до еще конца года расписал себе трейловую программу.
Сперва 30 по пригородам Парижа в конце марта (ну, не Бог весь какой трейл, у нас в Ромашкове трасса не хуже, зато прогулялся по весеннему Парижу и встретился со старым коллегой). Потом, в конце апреля, двухдневная связка на Лазурном Берегу, 25+47. Помню, как исходил завистью, читая отчет salvataggio про Trail des Balcons d'Azur, и вот сам сподобился. Получилось удачно, распределил силы на два дня, профилактически убил все ногти на ногах, хватанул солнца, которого в наших краях еще было не очень.
Следующей по плану была двухдневная связка XL-Race, 43/2300+44/3000 (цифирь немного гуляет в разных источниках, хотя это не принципиально), старт и финиш в Аннси (Annecy), по горам вокруг одноименного озера, в конце мая. Под Аннси живет мой бывший коллега, я заезжал к нему после какой-то из весенних гонок то ли в 2010, то ли в 2011, он мне рассказывал про этот старт.

Удачно угадав с ранней регистрацией, я застолбил место в гостинице в 600 м от старта/финиша, правда, на промежуточную ночевку не стал возвращаться в город (два часа туда-обратно), а подписался ночевать в спортзале, который служил пунктом питания на однодневной дистанции и базой промежуточного старта-финиша на моей. Чистый выигрыш в деньгах составил 1евро (15 за ночевку вповалку в зале, с едой после финиша первого дня, ужином и завтраком - против 16 евро за автобус).
Как часто бывает, разного плана события на работе, в семье, и в спорте сложились не то, чтобы совсем удачно, но скорее в плюс, чем в минус. Подогнал силовую и общую выносливость, помучался по жаре на ЗелеПоМе, сберег правый голеностоп - в общем, рано утром пятницы улетел в Женеву, увозя с собой рабочий компьютер, беговую снарягу, килограмм сухой еды и пакет сгущенки (ее не ловят на сканере контроля безопасности!).
К полудню был на месте, два часа постучал по клавишам, потом час с маленьким в скайпе с начальством - и к 17:00 местного вольным человеком пошел получать номер, глазеть на выставку, и хвастаться именной футболкой ;-)
Выставка компактная, точно ориентованная на целевую аудиторию. Удивило обилие несуразных, на мой взгляд, предложений обуви: на очень толстой подошве, как на платформе. ИМХО, с этой платформы легче своротить голеностоп... Думал взять вторую пару Salomon Wings 3 - уже нет, а нынешняя моя с рваным верхом, до Айгера может не дотянуть.
Старт в субботу в 4:00, поэтому в 21:00 я открыл окно (оно же дверь на балкон) и закрыл глаза. Увертюра Дунаевского к фильму "Дети капитана Гранта" на будильнике в 3 утра как нельзя лучше в тему: темно совершенно, звезды в разрывах облаков, черные горы вокруг, ветерок, прохлада, тревога, предвкушение...
Зона старта/финиша подсвечена факелами, какая-то бодрая музычка, обычная суета. Сдал рюкзачок на пром.финиш, пошевелился для разминки, проверил снаряжение. За 30 секунд до старта убрали музыкальный мусор из динамиков, и запустили крещендо тему "He's a Pirate", не знаю кому как, а меня зацепило до дрожи.
Со старта толпа с фонарями рванула вдоль озера, есть пара километров растянутся, чтобы не создавать пробок на тропе. Заведенный музыкой, тормозил себя, потому что все бегут, и самые неуклюжие тетки и толстопузые дядьки чешут по 5:00, гремя обязательным и необязательным снаряжением в рюкзаках, теряя палки, толкаясь, извиняясь и еще о чем-то болтая на ходу.
Слава Богу, трасса свернула на боковую улочку, круто вверх. Вокруг еще бежали, когда я перешел на шаг. Все-таки больше 40 сегодня, и еще завтра, и это тренировка, так что на все деньги выкладываться рано. Улочка перешла в лесную дорогу, потом с дороги трасса ушла на тропу, вверх, вверх - первый подъем под 1700 м с 465 м уровня воды. Оказалось, что у меня в фонаре сдохли батарейки - а ведь проверял дома, все горело. Однако народу много, можно пристроиться к чужому свету, проблем не создает. Этот маневр помню еще с юности, с ночного ориентирования ;-)
Первый подъем занял почти три часа, вышли из зоны леса, к верхней станции лыжного подъемника. Рассвело, но небо в облаках, и по ходу несколько раз проходили через облако - туман, капельки конденсата на листьях, пахнет свежей  влажностью, прохладно. С гребня открывается невероятной красоты картина: море облаков под нами, с обеих сторон, и из этого моря подымаются одиночные горы.
Пробегаем ПП, заливаю в себя немного воды, жую батончик - и вниз. Спуск легкий, (особенно когда ноги свежие), тропа по травянистому склону, в лес. Обгоняю. Появились первые идущие, не умеют, бедные, бегать вниз (. Час спуска, и следующий ПП, за ним снова подъем поменьше первого. Тут я присел, разулся, вытряхнул мусор из обуви.
Трасса сухая, мышцы бедер потяжелели, по-прежнему прохладно (бегу в коротком, пальцы рук стынут, значит не выше 10), зато не жарко, и жажда не мучает. Второй подъем, обгоняю. Это уже серьезнее, все спринтеры отсеялись. Вот с этими 10-15 мужиками предстоит крутиться до конца дня сегодня и, вероятно, завтра. До вершины 1:50, снова в облаках, но уже все в зоне леса. Солнце взошло, но в лесу полумрак, и еще облака - многие так и бегут с фонарями.
Наконец, тропа выходит на гребень, петляет метров 500 по скальным выходам и валится вниз. Тут первый технический участок - круто, скользко, народ тормозит. Оказался в пробке из 15-20 человек, протиснулся ближе: скальный сброс метра 2.5, слева вдоль скал протянут трос, по этому тросу задом наперед сползают... Странные люди, справа же из этих скал растут деревца, которые как нельзя лучше для опоры и страховки. Шаг вниз - опереться о ствол - крутнуться вокруг на прямой руке - еще шаг, еще деревце, и под ногами тропа, и еще с десяток позиций выиграно. Сам не заметил, как все-таки втянулся в соревнование, пришлось себя одернуть.
Третий подъем небольшой, после него опять гребень волнами, и опять круго вниз, к финишу. Через лес внизу видно деревни на равнине около озера, пром.финиш в дальней от нас. Тропа петляет по склону широкими зигзагами, глянув вниз видно бегущих на 2-3 минуты впереди. Прикидываю, что точно выбегу из 7 часов, но не быстрее, чем 6:40, то есть по сравнению с Лазурным Берегом месяц назад иду чуть медленнее. Это не страшно, сейчас никуда гнать не надо.
Из леса на луг, со склона на равнину, с тропы на асфальт - трасса явно идет к финишу. Здание я приметил еще со склона, большой сарай, спортплощадки рядом, флаги на подъезде. Дорога - вот досада, не идет туда прямо, а мечется зигзагами по полям. Трактора, запах скошенной травы, толстые вязы вдоль дороги. Бежать тяжко, приходится терпеть, два раза переходил на шаг, но последний километр честно протрусил. На часах 6:48, день отработан!

На ПП обычная суета: помимо финиширующих первого дня XL-race, тут же насквозь проходят участники параллельной Maxi-race, это та же дистанция за один день, они стартовали часом раньше нас, и на трассе остались тихоходы.
Наливают воду, пепси, быстрорастворимый суп; на столах хлеб, ветчина, сыр (местный, с крепким запахом и вкусом), яблоки, бананы, изюм, соленые крекеры и шоколад.
Сделав два-три круга вокруг кормушки, вылил остатки воды из бурдюка, залил свежую, нашел свой рюкзачок в заброске, застолбил место в углу для ночевки. Разулся, поверил ноги - все цело. Достал сменную одежду, постоял под душем, расстелил коврик и спальник, часа полтора валялся, поглядывая на редеющий поток людей у столов с едой, подремал полчасика. Убрал сегодняшние беговые вещи в рюкзачок, достал такой же комплект на завтра.
Потом пошел гулять по деревне. Doussard, самая крупная деревня на южном конце озера. Обычная география - церковь, кладбище, мэрия, памятник павшим за Францию в обеих войнах, три ресторана, два магазина, две парикмахерских и два агентства недвижимости. Из необычного - южный конец озера плоский, горы отходят в стороны и дальше на юг, зато подымаются вверх очень круто. Ветер дует с севера, с озера, и вдоль обрывов идут восходящие потоки. Поэтому здесь гнездятся парапланеристы, около нашего спортцентра у них посадочная площадка, а стартуют они с горы, куда нам завтра подыматься. Все небо в парапланах, кружатся, как вороны по весне.
Гуляя, отлеживаясь и еще как-то убивая время, дотянул до 15:00, это время закрытия ПП. Кто из бегущих (бегущих?) одним днем не успел, дальше не пойдет, у него есть возможность сдать номер и поехать ночевать в город, завтра стартует с нами. У судейского столика стопка номеров таких бедолаг, посмотрим, сколько завтра придет ;-). Аплодисментами встретили последнюю тетку, которая вбежала под финишную арку за полторы минуты до закрытия.
Потом снова дремал, лежал, бродил по залу, гулял вокруг нашего сарая. Здание из стального каркаса, перекрытие из клееного бруса, обшивка снаружи и изнутри, подвесной потолок метров на 6. Зал размечен под баскетбольную площадку, две занавески позволяют разделить его на три части. Подсобки, туалеты, душевые. Маленький низкий зальчик выстелен матами, выделен под додзо.
В вестибюле расписание: футбол, карате, дзюдо, курсы самообороны... Все субботы-воскресенья расписаны под свадьбы, из пяти пар в расписании только одна с французскими именами-фамилиями, остальные турки и арабы (первых точно отличаю по именам, алжирца от марокканца не различу).
Пока я так маялся, на стене появился протокол нашего забега, нашел себя - 131 из 343 (?) добежавших.

После закрытия ПП работавшие там добровольцы кинулись мыть пол, действительно было грязно - бегущие натащили глины с трассы, накрошили еды и полили пепси-колой, ноги ощутимо липнут. К 19 накрыли ужин: салат Nicoise (рис, консервированные кукуруза и тунец, перец, лук под майонезом), запеченная домашняя сероватая лапша и запеченная же рубленая курица. Просто, много и вкусно. С хлебом, водой и тремя каплями местного красного все улетело на ура.
К половине девятого народ пополз укладываться спать. Когда выключили свет, я не знаю - часов в 9 переспросил у домашних прогноз погоды и выключил телефон.
Спал как обычно в походе - полтора-два часа, глянуть на часы, повернуться, поправить спальник и шмотки под головой, снова отключиться. Проснулся за 15 мин до общего подъема, будильник даже не ставил - если что, разбудят. Интересно, что ни одного будильника я не услышал, как-то без него обошлись, или я прозевал.
В 5:30 накрыли завтрак: мюсли, молоко, хлеб, джем, масло, чай, кофе. Тут у меня с собой было: быстрорастворимая овсянка со сгущенкой, залить горячей водой, и через 5 мин получается каша с соплями, как раз на мой вкус. Сладкая, правда, но это для дела так надо ;-)
В 6:30 столы для завтрака убрали, приехали автобусы из Аннси, старт в 7.
Несмотря на прогноз из Москвы "10-20, дождь", небо чистое, солнце. Стартовали ровно в 7, на этот раз без речей, музыки и прочей помпы: просто отсчитали хором "пять-четыре-три-два-один", и потрусили потихоньку на северо-восток.
Километра полтора до начала подъема, дальше круто вверх, тремя зубцами до первой вершины. По вчерашней прикидке, первый подъем и спуск с него займут около 3 часов, потом километров 5-7 мелкими волнами, вниз почти до озера, и снова вверх, чтобы спуститься уже в Аннси. Тропа крутая, местами грязно, пересекаем ручьи, ближе к верху появляются заболоченные ложбины, растоптанные в грязь. Профиль дистанции я помню, еще он нарисован - вверх ногами - на номере, так что можно подсмотреть.
По-прежнему, обгоняю. Вчерашний день немного отдается на спусках - движение вниз требует разгона, но мышечной боли нет. Расчет оправдался, первый подъем-спуск заняли 3:08, еще 42 минуты до большого (и последнего на трассе) ПП. Этот ПП в деревне совсем рядом с озером, дорога к нему спускается улицами, мимо стандартных церкви-кладбища-мэрии, в такой же зал, в каком мы ночевали. Пока бежали по волнистому гребню к ПП, нас обогнали лидеры "марафона" - однодневной гонки по второй части трассы, они стартовали часом позже нас. Красиво бегут!
На ПП я снова тормознул, вытряхнул мусор из обуви (было что вытряхивать), поел, залил пепси в себя и воды в бурдюк.
Опять подъем, он последний - но длинный и трудный. Солнце, становится жарко. По-прежнему получается обгонять на подъеме, но чувствуется, что нарастает обезвоживание. Сделать с этим ничего не могу - сколько ни пей, потеря происходит быстрее, чем выпитое успевает всосаться. К выходу на гребень понимаю, что перестарался с темпом, пошатывает, и голова мутная. Постоял в тени, глотнул еще воды, медленно шагнул на спуск.
Спортивный азарт предыдущих часов отыгрался мне довольно неприятно: мышцы по-прежнему неплохо тянут, но во рту сохнет, дыхание тяжелое, и, главное, голова плывет. Пару раз останавливался, глотал воду, ждал, пока прояснится. Технически сложных участков на спуске почти нет, но местами круто, корни, камни. Вчера такие участки походил легко, сегодня чуть не останавливаюсь на каждом. Меня обгоняют, и не только "марафонцы", несколько человек с номерами "своего" цвета тоже пропустил.
В просветах леса внизу видно озеро и город, вроде и до финиша рукой подать. Наконец, тропа выносит нас на асфальтовую дорожку, а в конце ее видно озеро - значит, до финиша километр.
Пересекаем шоссе, бежим вдоль воды, по пешеходной дорожке. Коридор узкий, по обе стороны толпы зрителей, кричат, хлопают, дети подставляют ладошки. Финиш сделан с разворотом, нужно пробежать вдоль забора, повернуть на 180, и только тогда попадаешь в финишный коридор, он застелен красной дорожкой, в конце маленький подиум, на него взлетаешь с разгона (если есть силы разогнаться).

Разгон, подиум, писк регистратора, кнопка часов. Сделано! На моих 6:27, общее время около 13:15 на 86-87 км и 5300 перепада. Неплохо для тренировочного старта.
Финишная зона маленькая, пара столов с едой/питьем, и выход. Заливаю в себя три или четыре стакана чего попало, хватаю хлеб, ветчину, сыр, и с еще одним стаканом воды ползу на выход. Вокруг такие же жующие, сидят, лежат, ковыляют на негнущихся ногах.
Пока не остыл и не накрыло, побрел в гостиницу, помылся, выкинул беговую одежду на балкон. Потом - уже в партикулярном платье - вернулся за рюкзачком с ночевки. Получил пакет финишера - вдобавок к рыжей футболке выдали приличную беговую курточку со съемными рукавами. Еще прошелся по выставке, купил палки: складываются на три части, углепластик, и всего 105 евро.
К пяти вечера успел полежать под бормотание телевизора, дойти до магазина и затариться на ужин, на обратном пути похлопать доползающим (10 часов на трассе - тяжелое испытание!).
Ужин после финиша традиционный, как первый раз сбегал трейл - La Penitentissime в 2006, что ли - не отступил ни разу: помидоры, мягкий сыр, ветчина, хлеб, местное красное, остальное по вкусу и обстоятельствам.
Часов в 9 свалился спать, потому что утром в понедельник нужно было что-то делать по работе в удаленном доступе, ехать в аэропорт, на ходу решать какие-то заморочки по телефону, в общем, возвращаться в будни после праздника.