среда, 23 августа 2017 г.

Слова про MXtrem165, которые не попали в подписи под фотографиями

Подготовка

Три тысячи км активного передвижения в циклических видах с начала года до конца июля, почти 90% бегом, еще 260 км на лыжах, и совсем чуть-чуть на велосипеде.
Более-менее равномерно по месяцам, пики в марте и мае – ездил на сборы. На эти же месяцы приходится и максимум набора высоты.
Из промежуточных стартов – вертикальный километр на Эльбрусе в мае и 85 км +6100 м Marathon de Mont-Blanc в июне, чуть не сошел по жаре на середине, но вытерпел, и дотянул до конца за 20 с лишним часов.
То ли из-за объемов, то ли еще по какой причине есть ощутимый провал по скорости. Быстрее 5:00/км бежать откровенно тяжело, а быстрее 4:20 вообще воспринимается как спринт. Старею, что ли? Макс.сила и силовая выносливость вроде держатся. Или просто мало бегаю скоростные работы?

Снаряжение

Все отработано еще в прошлом и этом году, ничего не менял.
Жилетка Salomon на 12 л легко вместила все обязательное снаряжение и 3 мягких бутылки. Одежду замотал в п/э пакетик из Ашана, тащить гермомешок пожадничал.
В две заброски на базы жизни положил еду и сменную одежду, раздумывал над сменной обувью – не стал. Менять Speedcross 4 на Speedcross 4 смысла нет, а больше ничего подходящего на 40+ км по такому покрытию у меня нет.
Еду в заброске почти не трогал – поклевал немного сухофруктов для разнообразия. Зато каждый раз на базах обливался водой, обтирался влажными салфетками, полностью переодевался; на 50 км заклеил развилку пластырем, с ним и добежал до конца.
Палки (телескопы Gabel со съемными темляками) всю дорогу пронес в руках. Вешать их на жилетку так, чтобы туда-обратно было удобно, не придумал. На коротких спусках отстегивал темляки, на длинных - собирал телескоп. Единственное место, где с палками было нескладно – ночной перелаз по скальным нагромождениями на Col des Pauvres, там обе руки были бы кстати.
Часы (Garmin 920XT) не дотянули 1 км до первой базы с заброской, дальше шел с навигатором eTrex20. Сменные батарейки были с собой и в забросках, менял их в фонарике и в навигаторе каждый раз на базах, не дожидаясь, пока девайс сдохнет.

Стратегия и тактика

Распланировал дистанцию на 42-44 ч чистого времени. При планировании брал среднюю скорость по горизонтали и вертикали с июньских 85 км, слегка дисконтировал спуски на второй половине дистанции. Получилось неплохо – опережал свой график на час-полтора до первой ночи, потом съел почти весь запас времени на Col des Pauvres (такие места надо знать, иначе не спланируешь…).
Бежать получалось примерно до 145-150 км, дальше наложившиеся боль в подошвах и общая усталость позволяли перейти на бег только вниз по мягкой тропе, и еще немного на финишной прямой.
Один раз упал, около середины дистанции, на мягкой тропе, споткнулся на корне. Сразу же вскочил, и побежал дальше. Уже на ходу оценил ущерб – небольшая ссадина на руке. Как потом оказалось, потерял складную кружку (больше негде было ее терять).
По плану рассчитывал спать 2 раза, в жизни получилось проскочить первую базу без сна (по ощущениям – без потерь), на второй базе переспал 1 час, как раз в самую жару, с 15 до 16, и вышел вполне бодрым.
Второй просчёт плана (первый - Col des Pauvres, знал бы, что там технически самый сложный участок – заложил бы на него больше времени, и соответственно заходил бы к нему не так вальяжно) – последние 20 км. Очень красивый траверс по гребню от Malatraix до Col de Chaude я помнил, а вот что после него надо ещё лезть наверх до Rochers de Naye, а потом бесконечно спускаться, 50/50 по тропе/гравийной дороге – этого я в голове не удержал, и психологически сильно провалился. Этот участок не составляет никакой технической сложности, и по идее должен легко пробегаться, но меня так придавило, что я его шёл, и шёл медленно. К этому времени стопы уже изрядно горели, и переход на бег был весьма болезненным. Так и дополз, пропустив вперёд несколько человек.

Навигация

Маркировка трассы была идеальной – ни одного участка, где метки не висели/стояли бы каждые 50-70 м. Два раза, что я отклонялся от трассы, были следствием потери внимания. Первый раз увлёкся спуском с живописными видами и проскочил поворот, второй – прозевал тропу, уводящую с дороги.
Сравнивая потом свой трек из часов и навигатора с тем, что орги опубликовали заранее, расхождений не нашёл. Ещё на каждом ПП висел щит с фрагментом карты и треком, и информацией о расстоянии/времени до следующего ПП, каждый раз сверял со своим планом, тоже помогает.
Собственно навигацией пользоваться не пришлось, но психологически возможность взять навигатор и вернуться на путь истинный сильно грела душу. Основным инструментом 'навигации' был у меня профиль трассы с отметками расстояния (на номере, вверх ногами, чтобы смотреть сверху), я подписал там планируемое время прохождения – очень удобно, покуда понимаешь, где именно на этом профиле ты находишься.

Погода

Днём перед стартом было жарко, а вот утро выдалось прохладное и с облаками. Первый подъем-спуск по температуре не выше 20 – близко к идеалу. Потом вышло солнце, облака рассосались, но и трасса ушла повыше, тоже не так жарко.
Дневную жару первого дня я более-менее пережил, пил каждые 15 мин, макал кепку во все ручьи. На второй день жара днём была не меньше, очень помогло, что один из самых горячих часов, с 15 до 16, я проспал на базе.
Оба дня под солнечное время я мазался солнцезащитным кремом. Сгораю редко, и высота небольшая, но sicher ist sicher, лучше перестраховаться. Маленький тюбик с кремом/помадой все равно лежит в рюкзаке, вместе со спаснакидкой и компасом.
Заряд положительных эмоций принёс неожиданный дождик – всего несколько капель с почти чистого неба – на закате второго дня, на траверсе гребня. С лёгким ветерком он очень приятно ложился на кожу.
Сейчас понятно, что с погодой повезло. На третий день жара была жестокой, бегущие 30К дохли пачками, а к вечеру в горах собрались нешуточные тучи, и ночью лило и гремело, и на следующий день тоже капало.

Еда и питье

Своих 1.5 л в 3 мягких бутылках хватало от ПП до ПП всегда, хотя пил много, каждые 15 мин по жаре. На ПП заливался по 1-1.5 л, насчитывая время до следующего ПП. Ещё не стеснялся пить на ПП, стараясь не терять время в толкучке у столов: залил воду в две бутылки, колу в третью, схватил пару кексов, сунул в рот ¼ апельсина – и ходу. Апельсиновую корку сплюнуть в последний мусорный мешок на выходе с ПП, кексы с колой уговорить на ходу на первых 200 м, пустую бутылку в рюкзак, промыть рот водой. Меньше 5 мин на все дела, очень помогает беречь время.
Своей едой пользовался мало: время от времени жевал батончики, и на базах закидывал по паре горстей сухофруктов. Кексы и апельсины на ПП очень хорошо пошли, и как раз хватало, чтобы не голодать.
На обеих базах жизни ел пасту, первый раз с томатным соусом – не пошло, затолкал в себя почти насильно, потом пару часов ее вспоминал на ходу. Второй раз взял пасту с сыром, и проглотил всю порцию с настоящим удовольствием от еды.
Вообще на больших трейлах (80+) последних двух лет обнаружил, что бОльшая часть еды хорошо заходит на ПП, и нести с собой полный рацион на всю дистанцию нет смысла – скорее символическую подкормку на длинные перегоны и еще пару батончиков как НЗ, для страховки.

Наблюдения по ходу

По трассе мало населенной местности, так что сторонняя поддержка ограничивается судьями и волонтерами на ПП и немногочисленными гуляющими, больше на второй половине дистанции. Очень приятное воспоминание от ПП Gryon: раннее утро, почти 100 км позади, местная тетка говорит «добро пожаловать в Грийон, кофе будете?». И действительно, притащила свежезаваренный кофе, в белой чашечке на блюдечке ). Пустячок, а приятно.
Как обычно, выше зоны леса, в альпийских лугах, настоящее коровье царство. Звон ботал слышен издалека. Пару раз кроме привычных бело-рыжих коров видел лохматых темно-рыжих, с толстой короткой шеей и длинными, по 25-40 см, рогами, торчащими в стороны. Раньше встречал таких в Австрии.
Еще выше, на переходе от лугов к горной тундре, пасутся овцы-козы, и звон от них потоньше, и не такой громкий.
А на нескольких фермах в долинах загончики со свиньями, поленился фотографировать, хотя морды очень выразительные ).
Своеобразные ощущения от финиша – у меня он был в самое глухое время, и почти всю населенку длинного спуска от Rochers de Naye до Монтре вокруг не было никого. Только на последнем километре по набережной вдоль озера, к памятнику Фредди Меркьюри, по лавочкам вдоль пешеходной дорожки лежали/сидели изморенные организмы с минимальными признаками мозговой активности. Зато пустых бутылок/банок было в изобилии, прямо как у нас утром после праздника. Все правильно, курорт, люди едут отдыхать и развлекаться.
Немного смутило, что финиш тоже был совершенно безлюдным. Я-то приготовился, достал из кармашка флажок России, прикинул еще, в какой руке его нести, чтобы было видно, распинал себя бежать – а там никого. Под аркой пусто, и перед аркой безлюдно, только за столом с едой/водой полторы тетки. Ни тебе аплодисментов, ни фотовспышек. Так что я сам себе устроил праздничную встречу, помахал руками, похлопал.
Минут 15 после финиша я топтался у кормушки, хлеб-сыр-колбаса-сэндвич-кекс-банан по кругу, по ходу около литра колы. Где-то на третьем круге, когда я дожевывал на лавочке очередной кусок еды, ко мне подошел волонтер: Как самочувствие? Не хочешь полежать? Можно, говорю, полежать, а где? Он повел меня в палатку, один ее торец занят медпунктом (столы, оборудование, лотки с расходкой, все накрыто одноразовыми салфетками). Оставшееся место заставлено носилками на низких ножках, на носилках тела. Осторожно опускаюсь, распластываюсь на клеенчатой поверхности. Она слегка провисает, но до земли не достает. Тот же волонтер выдал мне одеяло с таким же клеенчатым покрытием (видимо, чтобы в случае чего легко было мыть/дезинфицировать).
Под одеялом жарко, и оно противно липнет к коже, так что я накрыл только середку, голова-руки-ноги снаружи. Почти два часа провел в дремоте, каждые полчаса меняя положение тела. Вроде ничего не болит, но долго лежать в одной позе становится некомфортно, приходится ворочаться.
Потом встал, еще раз потоптался у кормушки, и тот же волонтер отвез меня (!) за 900 м к зданию местного лицея, там в спортзале камера хранения и еще одно место для отходняка, на этот раз на гимнастических матах. Душ там тоже есть, с холодной водой и 30-секундной кнопкой на секцию в 6-8 сеток, несколько таких секций разделены перегородками.

Самочувствие, настроение, и все прочее, требующее головы с мозгами внутри

Эволюция состояний по ходу гонки была более-менее знакомой и закономерной. Большую часть времени провел в зоне комфорта и «приемлемо тяжело». Трудными психологически были технически сложный участок Col des Pauvres ночью первого дня, пик жары на второй день, и последний спуск к финишу.
Отупения и тем более выпадения участков не было, хотя я такого опасался. Два раза, утратив внимание, пролетал мимо разметки, но оба раза вовремя спохватывался и правильно возвращался. Спать потянуло один раз, на второй базе жизни (собственно, я там и отдал час сну), ну, и после финиша отсыпался почти до полудня.

Забавные игры с восприятием действительности тоже были – но совершенно безобидные. Два-три раза на последней трети гонки я не мог найти у себя в рюкзаке нужную мне вещь. Сперва у меня так «потерялась» не несколько часов камера, потом я ее обнаружил ровно там, где она и должна была лежать. Затем «исчез» навигатор, и его я выкопал уже на финише, он тоже мирно лежал на своем месте, но на ощупь почему-то не вылавливался.

Комментариев нет:

Отправить комментарий